– Нет, я туда-обратно летал иногда. Раз в месяц обратно. У нас был самолёт ТУ-134, который привозил наших конструкторов и инженеров, и мы летали на нём обратно. Байконур-Москва-Жуковский. Я там жил и всё видел: как создавался новый аэродром на Байконуре, полосы, комплексы.
– Может быть есть что-то, что, как Вам кажется, не успелось?
– Единственное жаль, что мы не полетели, всё остальное мы сделали. Мы сделали всё, что от нас, как от лётчиков-испытателей, зависело. Я находился в Байконуре два года.
– И семья тоже жила с Вами?
Единственное, Глеб Евгеньевич меня спросил, смогу ли я взлететь и сесть при такой погоде. Я сказал – конечно, нет вопросов. Он говорит: «Тогда я подписываю». Когда взлетал, то нижний край уже был 120 метров, уже начал с утра подниматься, а ветер всё так же оставался сильным. Я взлетел, занял позицию, заранее наш маршрут был полностью отработан, я шёл по циклограмме.
– Каким было ваше 15 ноября 1988 года?
– 15 ноября была очень плохая погода. Нижний край был 100 метров. В два часа мы поднялись в Ленинске, где гостиница космонавтов. Там ехать далеко, 120 километров. Нас привезли в четыре утра, чай попили, а уже в шесть часов был подъём. Самолёты готовы, пуск назначен на 6 утра.
Я должен сидеть в 5:40 в самолёте. Всё шло по графику, нормально. До этого единственный звонок был от Артура Чилингарова, он тогда был председателем Госметеорологии СССР и членом Государственной комиссии. Ветер был 20-22 м/с. Я думаю, предел парусности «Бурана». Лозино-Лозинский дал добро, как хозяин и главный генеральный конструктор планера, что он в корабле уверен. И в «Энергии» тоже были уверены за счёт дополнительных двигателей ориентации и поддержки старта, что они выдержат.
«ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ МЕНЯ СПРОСИЛ, СМОГУ ЛИ Я ВЗЛЕТЕТЬ И СЕСТЬ ПРИ ТАКОЙ ПОГОДЕ. Я СКАЗАЛ—КОНЕЧНО, НЕТ ВОПРОСОВ. ОН ГОВОРИТ: "ТОГДА Я ПОДПИСЫВАЮ"»
«ПОНЯЛ Я, ЧТО ПОЗДНО ФОРСАЖИ ВКЛЮЧИЛ, Я ЕЁ НЕ ДОГОНЮ. А Я ХОТЕЛ ДОГНАТЬ И КАК-ТО ХОТЯ БЫ РЯДОМ ИДТИ ВРЕМЕННО, НО МНЕ НЕ ПРИШЛОСЬ ДОГОНЯТЬ, КУДА ТАМ ДОГОНЯТЬ!»
Единственное, что мы не учли то, что самолёт разгоняется медленно, хоть ты и на форсажах, но он медленно скорость набирает. А ракета, наоборот, всё быстрее набирает, у неё же ускорение три единицы, а у меня может 1,1. Когда я увидел зарево, двигатели пошли, через слой всё было видно, и оно, это зарево, усиливалось. Понял я, что поздно форсажи включил, я её не догоню. А я хотел догнать и как-то хотя бы рядом идти временно, но мне не пришлось догонять, куда там догонять! Она уходила, уходила, когда вышла, верхний край был 6000, сразу начала удаляться.
У нас стояли японские телекамеры, где-то они их достали, через разведчиков или ещё откуда, они могли приближать. И мы приближали, довели «Буран» до высоты 42 км, когда должны отделиться боковые блоки. И задача была – увидеть, как они будут отделяться? Как падать? Параллельно или кувыркаться? Было важно увидеть траекторию отделения и падения, потому что в следующий этап программы необходимо было блоки спасти на парашютах и применить при повторных полётах, т.к. эти блоки являлись очень дорогими двигателями, и это было экономически выгоднее. Поэтому нами были предприняты первые попытки снять и посмотреть. Я провёл ракету, сколько мог.
А дальше был второй взлёт, когда «Буран» садился, перехват и сопровождение. Была задача не только перехвата, была отработка в комплексе наземной системы, локационной и так далее. Наши космические службы и я должны были целиком, в одной цепочке отработать перехват космических целей. Мы успешно все сделали, отработали по циклограмме, даже несмотря на то, что «Буран» перед посадкой сделал такой маневр, которого вообще в программу не входило.
– А что Вы подумали тогда, когда «Буран» начал делать манёвр?
– Я подумал, что всё, я его потерял и он ушёл. Он же прямо из-под носа ушёл! А мы должны идти чётко по графику, по секундам, а он вдруг поворачивается и уходит. Я не стал за ним лететь, потому что там были облака, мы войдём в облака и потеряемся. Я выдержал свою циклограмму, полностью выдержал, «Буран» тоже выдержал, только с другой стороны, и мы сошлись. Второе, чего я очень боялся – что мы войдём в облака и столкнёмся. Но когда мы вышли из облаков, то оказались параллельно друг другу, я чуть сзади. Я его догнал, поэтому там проход по видео получается прямо как мимо корабля, хотя на самом деле я отстал.
«Я ОЧЕНЬ БОЯЛСЯ—ЧТО МЫ ВОЙДЁМ В ОБЛАКА И СТОЛКНЁМСЯ. НО КОГДА МЫ ВЫШЛИ ИЗ ОБЛАКОВ, ТО ОКАЗАЛИСЬ ПАРАЛЛЕЛЬНО ДРУГ ДРУГУ»
– А что вы чувствовали потом, когда приземлились?
– Я не приземлялся. «Буран» сел, я сделал проход над ним. Во-первых, туда нельзя садится, потому что корабль на полосе. Во-вторых, у него идут последние выхлопы ядовитых паров, его надо обеззараживать, приезжают химики, обволакивают его, дезактивируют. Он садился на «Юбилейный», а я садился на Ленинский аэродром, между ними 60 км. Ленинский аэродром – гражданский, обеспечивает рейсы Байконур-Москва. И потом, когда уже они стащили «Буран», мне дали команду «можешь взлетать», я тут же взлетел и сел, что там лететь-то, пять минут.
– Когда вы поняли, что полёт успешный?
– Конечно, как же, когда он сел! Я не застал этот момент, они там ликовали, а я сидел отдельно, ждал разрешения на вылет с аэродрома. А когда прилетел – уже все рассосались, уже все пошли пить и гулять. А я уже опоздал сильно. Но меня ждала машина с нашими лётчиками, мы сели и уехали к себе в гостиницу космонавтов.
– Получается, вы же ещё по радиосвязи слышали, что всё успешно, он приземлился, и звуки из ЦУПа были?
– У меня с ЦУПом связи не было, они меня слышали, а я их нет. А вот командный диспетчерский пункт, который мной управлял лично, включил и дал мне послушать, что там происходит. Там орали, кричали «УРА!»
– В чём была необходимость программы «Энергия – Буран»?
– Это было требование Политбюро, поставлена задача перед правительством после анализа, доклад Министерству обороны, КГБ, о том, что американцы нырнули в 77-ом году над Москвой, дошли до высоты 70 км, оттуда отскочили, снова вернулись в космос. Конечно, страху нагнали они. Мы же шли впереди американцев с 60-х годов, у нас была программа «Спираль» намного раньше них реализована практически. Тот же Лозино-Лозинский, генеральный конструктор «Бурана», он тогда был генеральным конструктором «Спирали», и он это всё реализовал потом позже в «Буране». А это были 60-е годы!
– После вы, может быть, общались с пилотами американских шаттлов?
– Я сам нет, но есть Международный конгресс космонавтов, и наши Сергей Тресвятский и Игорь Волк встречались. Я в это время ушёл в политику, в Госдуму, потом в Совет безопасности Северного Кавказа. А они говорили, что встречались, ездили.
А вот с французскими общался. Мы работали в Тулузе, я лично общался с одним коллегой и даже женил на нашей русской девушке, физкультурнице, в Звёздном городке. У них двое детей, живут хорошо. У французов была программа «Гермес», тогда много у кого была такая программа, у англичан, французов. Американцы ушли вперёд, мы намного позже начали. Мы отстали не технологически, не по-научному, а политически, то есть поздно приняли решение, последними заскочили в поезд и в вагон попали. А французы прекратили свою программу, потому что они поняли, что это, во-первых, слишком дорого, а во-вторых, Франции это не нужно. Но мы тогда работали, вместе летали, были здесь на аэродроме ЛИИ им. Громова. Они удивлялись нашим возможностям, мощи.
Как Вам кажется, сейчас программа «Буран» нужна?
– Нет, программа «Буран» не нужна ни сейчас, ни после, т.к. это слишком громоздкая программа. В неё вложили большие деньги, а выгода-то какая? Сейчас в кораблях выгода есть – это спутники связи, навигация и т.д. Идёт бизнес. То, что вложено в космическую программу, что вложено в корабли «Союз» и «Восток», оправдывается. А что делал «Буран»? Кому нужен груз весом в 30 тонн в космосе? Тогда это нужно было военным. Если на борту находилось 30 тонн ядерных бомб, то ими можно было пол-Америки снести и Англию утопить. А сейчас в этом нет смысла.
А вот мобильная программа «Молния» (всё сохранено у нас и стоит на аэродроме, даже подвесной бак), следующая наша программа, была очень маневренная, она запускалась и с ракеты, и с самолёта. А летающий аэродром у нас был «Мрия», СУ-225 был создан специально как летающий аэродром, он единственный в мире. Он возил «Буран» туда-сюда на своей спине, и все удивлялись, ведь больше нет такого самолёта в мире.
«МЫ СДЕЛАЛИ ОГРОМНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СКАЧОК, КОТОРЫЙ ОТОБРАЖАЕТСЯ И СЕГОДНЯ. ВЕСЬ ПОТЕНЦИАЛ, КОТОРЫЙ ТОГДА БЫЛ СОЗДАН, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ НА РОССИЮ»
Но это был огромный научно-технический скачок за короткое время. Только СССР и Америка может такое творить. Мы внедрили 236 новейших технологий во все области: электроника, производство резины, теплозащита, система управления, программирование, мат. обеспечение, космическая навигация, радиосвязь. СССР впервые сделало радиосвязь через плазму. До сих пор эта технология применяется только у нас, американцы так не могут, оно пропадает. Поэтому привлечение огромного количества человек, миллион и шестьсот тысяч человек в СССР работали, это высокотехнологический потенциал, это не простые ребята, это умные, образованные люди. Туда брали инженеров, отбирали специально. Мы сделали огромный научно-технический скачок, который отображается и сегодня. Весь потенциал, который тогда был создан, сегодня работает на Россию.