Начальство убеждало меня не увольняться, потому что они мне разрешат всё – ездить куда угодно, путешествовать. Они и так не очень меня стесняли. Бывали такие случаи. Вызвал меня начальник лаборатории и говорил: "Сергей, скажи, а тебе не нужно в Новосибирск в аэродинамической трубе испытать покрытие?". А я ему: "Ой, нужно, как вы догадались, что нужно? Как вы узнали?" Он: "Как узнали? Из Новосибирска позвонили и сказали, что ты на афишах и что ты приезжаешь с Валентиной Пономарёвой на концерт, и они уже шутят "Сейчас будет проситься в командировку к нам".
Так оно и было. Мне действительно выписывали командировки на концерты с Сергеем Курёхиным в Ленинград, там я играл в ленинградском рок-клубе. Начальство вникало в положение и делало для меня командировку, когда мне это было нужно. С другой стороны, в отличие от многих сотрудников, я не уходил по часам вовремя, а мог и на два, и на три часа задержаться, и в своё личное время читал литературу и ездил в Ленинскую библиотеку. У меня был доступ к материалам для служебного пользования. В Ленинской библиотеке был отдел, куда доставлялись некоторые издания, не имевшие открытого доступа. Мне это было интересно и руководство это ценило, и просили защитить кандидатскую, потому что я достиг потолка для неостепенённого сотрудника. Но впоследствии я слышал, что в Институте авиационных материалов в 1990–е мои прежние сотрудники говорили, что отключают электроэнергию за неуплату. И я понял, что проекту конец и что наступила другая эпоха.
«ЖЕНСКИЕ ПОЯСКИ С РЕЗИНОЧКАМИ СТАЛИ ДЕЛАТЬ В ТОМ ЖЕ САМОМ ЦЕХУ, ГДЕ ДЕЛАЛИ ПЛИТКИ ДЛЯ «БУРАНА»
И те, кто делали в 1980-х высокотехнологичную продукцию для космической техники, стали делать вот такой женский ширпотреб. Конечно, это очень удручало. Но с другой стороны меня это укрепляло в мысли, что может быть всё в жизни, делается к лучшему.
— Скажите, а вы помните тот день, когда полетел «Буран»?
— Это был рабочий день, я был на работе и мы, конечно, все праздновали. Начальство велело руководителю профсоюзного комитета открыть сейф и достать спирт. Спирт был с клюквенной настойкой и вот мы всей лабораторией очень активно и здорово отмечали. У нас был такой секретный праздник.
— Вы слышали что-то о других участниках программы после её закрытия?
К сожалению, многие из моих прежних сотрудников тоже ушли. Одна девушка, которая под моим началом возила плитки и исследовала, теперь делает икебаны в посольстве Японии. Кто-то работал во Франции над ракетой «Ариан». Впоследствии я приезжал с концертом в город Жуковский, и познакомился там с Магомедом Толбоевым, который занимался подготовкой к лётным испытаниям. Это знакомство произвело на меня сильное впечатление – он яркий и экспансивный человек.
Был ещё один эпизод. Однажды, когда у меня сломался телевизор в 90-х годах, я вызвал мастера по ремонту, оказалось, что мастер тоже работал над электроникой этого проекта и даже не стал с меня брать денег за ремонт телевизора. Оказалось, что многие люди, после 1989 года оказались не у дел. Проект был закрыт. Тушинский механический завод, участок, где производились плитки для шаттла, был перепрофилирован в участок для производства женских поясов. Пояски с резиночками стали делать в том же самом цеху, где делали плитки для«Бурана».
«СПИРТ С КЛЮКВЕННОЙ НАСТОЙКОЙ И ВОТ МЫ ВСЕЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ОЧЕНЬ АКТИВНО И ЗДОРОВО ОТМЕЧАЛИ СЕКРЕТНЫЙ ПРАЗДНИК»
Особо мы никому похвалиться не могли, по причине секретности изделия, но для нас это был большой праздник и планировалось, что дальше теперь он будет летать и уже строился флот. Их было уже четыре машины и планировалось будущее производство.
— Как вы считаете, нужно ли возрождать проект «Энергия-Буран»?
— В те времена у американцев существовали и другие проекты, один из них назывался "Х-22". Принцип такой, что аппараты стартуют не с ракет, а с самолётов, совершают какие-то манёвры в космосе, потом самостоятельно возвращаются. Я думаю, что вот такого рода проекты могут развиваться в будущем. Но тут ещё дело в том, что сама технология с кварцевым волокном очень опасная. Аэродром, где хранится машина и откуда она стартует, должен находиться в безводной пустыне. На мысе Канаверал очень большая влажность, а у нас можно было запускать в летний период — в Казахстане страшная жара, а в зимний уже проблема, потому что накапливается влага.
Материал, из которого сделана плитка, очень чувствителен к любым примесям солей металлов, поэтому он должен быть абсолютно чистый, иначе при высокой температуре кварцевое стекло кристаллизуется. А кристаллическая структура легко разрушается. Наша задача была всё время избегать любых солей металлов, любых загрязнений —всё должно быть высокой чистоты.
Сегодня, во-первых выше технологическая культура, сейчас намного легче осуществить такой проект, во-вторых полимерные материалы совершили большой прогресс. Я думаю, что в принципе, возвращение к проекту возможно, но при этом он бы качественно отличался от первоначального "Бурана".
— Мы поговорили о том, что не очень нравилось вам в вашей работе, а расскажите также о том, что больше всего нравилось?
Ну, так я даже не могу сказать. Вообще мне в жизни нравится всё, чем я занимался и занимаюсь.
Мне всегда нравилось играть на саксофоне и также доставляло удовольствие работать в такой очень важной и нужной для нашей страны области, как космические исследования. Мне кажется, что в советское время уделялось космосу намного больше внимания, чем сейчас, особенно новым разработкам. Сегодня в основном продолжают то, что было сделано в Советском Союзе, а всё-таки в то время смотрели всегда вперёд, была гонка с Америкой, на учёных и науку денег не жалели совсем и мы воспринимали себя в авангарде.
«В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ НА УЧЁНЫХ И НАУКУ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЛИ СОВСЕМ И МЫ ВОСПРИНИМАЛИ СЕБЯ В АВАНГАРДЕ»
Хорошо это ощущение иллюстрирует фильм «Девять дней одного года». Мои родители с детства, когда мы ещё жили в Омске, мечтали, что я стану учёным-физиком, но я стал химиком-материаловедом и в какой-то степени оправдал их ожидания. Мне кажется, когда наше общество снова вернётся к тому, что престиж науки будет так же высок как в Советском Союзе, то тогда у нас будет и в космической области больше успехов, чем сейчас.
—Как вы думаете, если бы «Энергию-Буран» не закрыли на том этапе, если бы не кончились деньги, какая судьба ждала бы эту программу?
— Я думаю, что если бы наши совершали один успешный полёт за другим, то и американцы вернулись бы к «Спейс Шаттлу». Возможно, их разведка стала работать бы успешней и они узнали бы секрет нашего ремонта плиток и как мы решили вообще вот эти проблемы, которые они не смогли решить и возможно, что оба проекта бы существовали. Просто их обескуражила гибель космонавтов, причем предсказанная. Мне, например, было ясно ещё в тот момент, когда они вышли на орбиту и показали, что у них есть повреждения плиток и дальше их нужно было либо ремонтировать, либо как-то спасать и выводить на орбиту наш корабль, выходить в открытый космос. Но из-за политической конъюнктуры американцы на это не пошли, погубили людей и дальше вынуждены были свернуть проект. Проект был рискованный, но не бесперспективный.
«НО ИЗ-ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮКТУРЫ АМЕРИКАНЦЫ НА ЭТО НЕ ПОШЛИ, ПОГУБИЛИ ЛЮДЕЙ И ДАЛЬШЕ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ СВЕРНУТЬ ПРОЕКТ»
— Как вам кажется, есть что-то, что не удалось вам сделать в рамках программы?
— У меня были некоторые идеи на использование нетканых материалов, но многие из тех проектов остановились. Например, у меня была идея использовать вместо плиток материал наподобие ковра, то есть покрыть его ковровыми материалами — не тканевыми, а наподобие ковров. Потенциально мы уже занимались такими покрытиями, были разработки, но этому не дано было осуществиться, потому что в 1991 году в промышленности наступил катастрофический развал и конечно, работать над машиной было бы уже нельзя — никаких новых разработок. Полёт был прерван на самой высокой точке и, можно сказать, что я ушёл вовремя. Возможно, я бы мог проработать ещё год, а потом и финансирование закончилось, но главное, что технологически это было бы уже негде воплощать на территории страны.