Не все знают, но мы не только готовились к полёту, но ещё и принимали участие в разработке кабины «Бурана»: создавали удобную систему отображения информации, расположение рабочих мест, всё, что необходимо для работы экипажа. Поскольку в деле участвовало очень много ведомств, нам приходилось ездить на многочисленные предприятия авиационной и космической направленности. Кабина «Бурана», например, создавалась на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева в г. Жуковском. Мы изучали системы и помогали их дорабатывать.
Я думаю, что пройдёт время, и эта система будет внедрена в систему полётов обычных гражданских самолетов, которые смогу совершать автоматическую посадку. Они и сейчас автоматически заходят, но последние 30 метров лётчик берётся за штурвал и вручную «досаживает» самолёт. В первом полёте «Бурана» никаких пилотов в кабине не было, он сам сел автоматически.
– Каким было Ваше 15 ноября 1988 года?
« В ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЁТАХ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО ЛЁТЧИК ФАКТИЧЕСКИ ДУБЛИРОВАЛ АВТОМАТИКУ, А БОРТИНЖЕНЕР ДУБЛИРОВАЛ ЛЁТЧИКА. ВСЯКОЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ В КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЁТЕ»
Предполагалось, что в первый пилотируемый полёт отправятся только два члена экипажа, поскольку в кабине тогда можно было установить только два катапультных кресла. Слева должен был сидеть профессиональный лётчик-испытатель из команды Игоря Петровича Волка – в неё тогда входили Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Юрий Шеффер, Олег Кононенко и другие ребята. А вот в правом кресле должен был сидеть представитель объединения «Энергия».
Дело в том, что если за атмосферный участок, старт и посадку отвечал лётчик-испытатель, то за орбитальный участок полёта – инженер нашего предприятия. Вот какая была кооперация! Но бортинженер, конечно, должен был уметь и посадить «Буран». Поэтому всю нашу группу – Мусу Манарова, Александра Баландина и меня, – направили в Курский учебный авиационный центр, где мы прошли ускоренную лётную подготовку и сталисамостоятельно летать на учебно-боевом истребителе Л-29, чешского производства. Это учебно-боевой истребитель, и мы самостоятельно, без инструктора, летали на этих самолётах. Кроме того, мы очень много работали на тренажёрах, которые находились в НПО «Молния».
Я приехал в Центр управления полётами, где уже были сотрудники из многочисленных предприятий, и мы все вместе следили за стартом ракеты «Энергия», за орбитальным полётом и посадкой. И когда эта посадка была автоматически выполнена, впервые в мире, когда космический корабль сел на полосу, да ещё с маленьким отклонением, это было величайшее достижение.
Нам на предприятии им. Пилюгина рассказывали, что на них была возложена ответственность за автоматическое управление, и они очень ругались, что автоматическое управление нужно будет дублировать для лётчиков, обязательно рассказывать об управлении «Бурана» для пилотов. Но дело в том, что у американцев, например, на «Спейс Шаттле», ручное управление посадкой было основным, там никакой автоматики не было. «Буран» и «Спейс Шаттл» – это тяжёлые планеры. На второй заход уйти невозможно ни вручную, ни автоматически. На «Буране» основная посадка автоматическая, а ручной процесс посадки – дублирующий. Лётчик при этом фактически дублировал автоматику и должен был в любой момент взять управление на себя, а бортинженер на всякий случай дублировал лётчика. Всякое может случиться в космическом полёте, и даже бортинженер всегда должен был иметь навык управления.
Все мы с огромным интересом следили за этим полётом, наблюдали великолепную посадку. Сопровождал «Буран» Магомед Толбоев на самолёте МиГ-25. В ЦУПе был всеобщий восторг, все кричали «Ура»! Было много потом ещё по этому поводу официальных встреч и встреч в дружеских компаниях.
«КОГДА "БУРАН" ПОМЕНЯЛ КУРС, СМЯТЕНИЯ В ЦУПЕ Я НЕ ЗАМЕТИЛ: ТАМ БЫЛИ В ОСНОВНОМ СПЕЦИАЛИСТЫ, И ЭТОТ МАНЁВР ВОСПРИНЯЛИ СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО»
Был ещё известный эпизод – в какой-то момент нам показалось, что «Буран» сбился с маршрута. Дело в том, что система управления при посадке была построена таким образом, что «Буран» сам выбирал, как ему заходить на полосу аэродрома «Юбилейный». Когда он заходил с одной стороны взлётно-посадочной полосы, вдруг изменились погодные условия, и автоматика «Бурана» в итоге сработала на заход с другого курса. Это, вероятно, вызвало некоторое недоумение у Магомеда Толбоева, но он смог быстро развернуться, догнать корабль, и сопровождать его до самой посадки. В ЦУПе, впрочем, смятения я не заметил – там были в основном специалисты, этот режим посадки был воспринят как штатный, даже с восторгом.
Мы были уверены, что программа продолжится, и наш полёт осуществится. К великому сожалению, этого не произошло.
В 90-х годах наша космическая отрасль выстояла благодаря сотрудникам, которые самоотверженно трудились на космических предприятиях. Были запущены научные модули к орбитальной станции «Мир», потом стали разрабатывать Международную космическую станцию, которая в этом году отметит своё 20-летие.
– Что было для вас самое сложное по программе «Буран»?
Экзамены! Многочасовые, многодневные подготовки ко всему. Это и теоретическая подготовка, и работа на тренажёрах. Я сдал экзамены по 120 авиационным и орбитальным системам. Это очень сложно. По каждой системе экзамен принимает комиссия, идут перекрёстные вопросы, ты должен разбираться в материале на уровне специалиста по конкретной системе. Ведь если возникнет нештатная ситуация в полёте, ты должен будешь разбираться в работе систем в штатных и нештатных режимах.