«КРАСНОЙ ЛИНИЕЙ ПРОХОДИТ ПО ВСЕМ ЭТАПАМ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ»
В Управлении было шесть отделов — это 48 человек, но не только по программе. Дело в том, что мы осуществляли не только деятельность по данному проекту, но также по всему спектру работ в области военной техники. В отделах работало очень много специалистов, они очень ответственно подходили к решению вопросов.
«МЫ НЕ МОГЛИ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ, ЧТОБЫ НАС КТО-ТО ЖДАЛ»
— Возникает вопрос, как можно обеспечить своевременность при таком колоссальном объёме работ?
— А как именно Вы обеспечивали своевременность выполнения?
Своевременность — это самый главный вопрос! Программа «Энергия-Буран» являлась ведущей во всей тематике разрабатываемых ракетно-космических программ Советского Союза.
Был постоянный контроль на уровне Совета обороны страны, а это был самый высший орган; постоянный контроль со стороны Военно-промышленной Комиссии, контроль со стороны отделов ЦК КПСС: оборонного и машиностроения; естественно, постоянное и тесное взаимодействие с головными исполнителями — Министерством общего машиностроения и Министерством авиационной промышленности. Все работы по программе были заведены в единый план-график, более того — в головном институте нашей отрасли мы организовали систему автоматизированного контроля за ходом выполнения работ. Осуществлялось постоянное рассмотрение этих вопросов — на заседаниях межведомственных комиссий. В то время было принято по всем комплексам иметь межведомственные комиссии, кстати, по программе «Энергия-Буран» их в разное время возглавляли Бакланов Олег Дмитриевич, Догужиев Виталий Хуссейнович, Шишкин Олег Николаевич и ряд других руководителей Минобщемаша.
Если планировалось рассмотрение хода работ на Совете Обороны, то непременным условием было предварительное рассмотрение всего комплекса работ на месте, на Байконуре.
— Вы сказали, что осуществлялся автоматизированный контроль. Это как?
Все задания были заведены в специальную закрытую систему АСУ (Автоматизированная Система Управления). Все организации, которые выполняли работы, представляли раз в месяц отчёты. Мы их рассматривали, давали оценку, если кто-то отстал, то организация-исполнитель не получала премию. Это, конечно, применительно не только к работам по этому комплексу, такой был общий порядок.
Ежеквартально рассматривались вопросы на заседании коллегии Министерства. На заседании коллегии мы приглашали головных исполнителей, представителей Министерства обороны, которые курировали этот вопрос. На этих заседаниях я всегда был докладчиком.
— Невероятно, получается, если кто-то не успевал, то первая мера — это штраф, а дальше?
Не штраф, а лишение премии. Если работы затянулись, зачастую применялись меры иного характера. Хотя, прежде всего, конечно, мы оказывали помощь. Обычно это делалось так: если у кого-то возникли трудности, то министр давал поручения выехать на предприятие, разобраться, в чём трудности, и дать предложения, как их решить. Необходимо было попасть в технологический цикл создания комплекса, мы не могли себе позволить, чтобы нас кто-то ждал. Были также случаи, что нам оказывали помощь смежники, если у нас не хватало своих возможностей.