На 25-летие «Бурана» в Подлипках было собрание. Там был сделан доклад, и после доклада выступал человек, который был министром МОМа в «бурановские» времена. Он позволил себе такую фразу: «Вот все говорят, что нам помогли МАПовские организации, а я говорю что ничего такого не было». Потом предоставили очередь мне, я сказал несколько вежливых слов, а потом говорю: «Мы работали как одна команда столько лет, и никогда не было никаких взаимных претензий. Но вот теперь одна у меня появилась: МОМ, вы, оказывается, своему министру забыли сообщить, откуда у вас взялась аэродинамика и тепловые потоки! Как же так, ребята?». После был банкет, он подошёл ко мне, извинился, сказал, что не хотел никого обидеть.
Вы знаете, там было много новых явлений, новых задач, это нравилось. Вот научные работники бывают, в определённом смысле, двух разных типов. Первые думают, что надо очень хорошо владеть математикой и из математики всё, так сказать, получится. А я принадлежу к другой школе, к школе Сергея Алексеевича Христиановича – когда я учился по его книжкам, то понял, что надо сначала разобраться в физике, а потом под понятную физику делать математику. Это и привело меня к тем результатам, которые я получил в области фундаментальных и прикладных исследований.
– Вы говорили, что нашли ошибки в американских расчётах по «Шаттлу»?
Да, нашёл ошибки в тех американских данных, которые нам подсунули, но ВПК (прим. – Комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам) запретили от этих данных отклоняться. Мы с Женей Самсоновым начали эти ошибки исправлять.
Кто-то настучал в ВПК, нас с Женечкой вызвал чиновник. Первый раз в жизни я прошёл через Спасские ворота, через каждые там сколько-то метров проверяли документы, попали мы в кабинет чиновника, пришли, сидим. А он опытный человек, в костюмчике, в галстучке. Говорит: «Вы вот, молодые люди, нарушили постановление номер какое-то». Смотрю на Женю – молчит. Я говорю «А что это такое?». «Ах, вы даже не знаете? Что вы думаете, вы умнее американцев?». Я говорю: «Уверен в этом. Они же сделали ошибку, а мы их исправили!». И его тогда понесло.
«МЫ РАБОТАЛИ КАК ОДНА КОМАНДА СТОЛЬКО ЛЕТ, И НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ. НО ВОТ ТЕПЕРЬ ОДНА ПОЯВИЛАСЬ: МОМ, ВЫ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, СВОЕМУ МИНИСТРУ ЗАБЫЛИ СООБЩИТЬ, ОТКУДА У ВАС ВЗЯЛАСЬ АЭРОДИНАМИКА?»
«ДАВАЙТЕ, ПИШЕМ ПРОТОКОЛ! ВЫ ПОДПИСЫВАЕТЕСЬ ПОД ПРОАМЕРИКАНСКИМ ВАРИАНТОМ, А Я ПОД НАШИМ, И КОГДА СЛУЧИТСЯ КАТАСТРОФА, БУДЕТ ЯСНО, КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ»
– У вас нет наград за «Буран»?
– Что вам больше всего нравилось в вашей работе над «Бураном»?
– Было ли что-то, что вас раздражало в работе?
«ВПК ЗАПРЕТИЛИ НАМ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ АМЕРИКАНСКИХ ДАННЫХ, НО МЫ НАШЛИ ТАМ ОШИБКИ И НАЧАЛИ ИХ ИСПРАВЛЯТЬ»
«ЧИНОВНИК СКАЗАЛ: "ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ, ВЫ УМНЕЕ АМЕРИКАНЦЕВ?". Я ГОВОРЮ: "УВЕРЕН В ЭТОМ"»
Тут я вспомнил, чему меня учил Георгий Сергеевич Бюшгенс: когда есть какое-то расхождение с другой организацией, пишите протокол, – каждый подписывается под своим вариантом решения, и если что случится, будет ясно, кто виноват. Я говорю этому чиновнику: «Давайте, пишем протокол! Вы подписываетесь под проамериканским вариантом, а я под нашим, и когда случится катастрофа, будет ясно, кто в этом виноват». Он покраснел: «Вон отсюда!» – и выгнал.
Больше он меня не приглашал, только вычеркнул потом из списка государственной премии. Но это ерунда по сравнению с тем удовлетворением, которые испытываешь когда машина приземляется с точностью 48 сантиметров от средней линии посадочной полосы, 1,5 метра от расчётной точки.
«ЕДИНСТВЕННУЮ НАГРАДУ Я ПОЛУЧИЛ СЛУЧАЙНО, ПОДАВ СВОЙ АМЕРИКАНСКИЙ ДОКЛАД НА ПРЕМИЮ ЦИОЛКОВСКОГО В АКАДЕМИИ НАУК»
Меня отовсюду вычеркнули, и единственную награду я получил случайно, подав вот этот американский доклад на премию Циолковского в Академии наук. Там действительно дали премию имени Циолковского, аж 50 тысяч рублей, почти две моих пенсии.
– Что для вас лично было самое трудное в вашей работе?
Очень здорово, что не только я, но и все, кто со мной работал, мы работали как одна команда. Было очень много продвижений, но вот самые трудные вопросы были связаны отнюдь не с гиперзвуком. Самая трудная была задача – определение нагрузок на узлы связи «Бурана» с носителем на участке введения, на трансзвуковых скоростях, где были максимальные скоростные напоры. Эти вещи нужно было определять в трансзвуковых аэродинамических трубах.
– Необходимо ли возрождать «Буран»?
Это вопрос, который зависит от того, сколько пусков бывает в год. Если количество пусков такое, как было, или такое, как сейчас, раз в несколько месяцев, то воздушно-космические самолёты в общем-то почти ничего не дают. Кстати, в том докладе мы с Глебом Евгеньевичем фактически разработали новые формы воздушно-космических летательных аппаратов. Для того, чтобы это было эффективно, давало большой экономический эффект, нужно, чтобы очень много было пусков – тогда положительные стороны начинают давать очень большой добавочный эффект, а если редко, то, скорее, экономический дефект.
«ВЫ ЗНАЕТЕ, Я ЖИВУ В СТРАННОМ ПОЛОЖЕНИИ: МОИ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЫМЕРЛИ, СЕЙЧАС НАЧАЛИ ВЫМИРАТЬ МОИ УЧЕНИКИ. Я ЕЩЁ РАБОТАЮ, – ЕСЛИ НЕ РАБОТАТЬ, ТО ЗАЧЕМ ЖИТЬ?»
– Вас часто спрашивают о «Буране»?
Ко мне ходят консультироваться по разным вопросам, связанным с гиперзвуком. Что, чего и как я говорить не буду, по понятным причинам. Вы знаете, я живу в странном положении: мои предшественники вымерли, сейчас начали вымирать мои ученики. А я всё ещё работаю, и работаю, потому работает голова. Сейчас я занимаюсь некоторыми задачами фундаментального характера: во-первых, они очень нужны, а, во-вторых мне страшно нравится. Поэтому я ещё работаю, – если не работать, то зачем жить?